Дорогие друзья,
Вы становитесь участниками уникального образовательного события, которое даёт возможность любому классу пройти от начала до конца путь создания своей собственной коллективной книги – Книги класса. Каждая из книг впоследствии станет значимой частью электронного ресурса «Всероссийская школьная летопись», в котором как в зеркале без искажений и прикрас отразится портрет юного поколения. В настоящее обращение мы включили основные положения для успешного начала.
Какой Книга класса не должна быть, уже более или менее было понятно на самом старте проекта. Исходно не хотелось, чтобы Книга класса была просто набором текстов, не связанных между собой; не хотелось, чтобы учителя и тем более администрация школы брала на себя инициативу и решения по содержанию книг; не хотелось, чтобы написанное в книге было пустой отпиской, тем, что не пережито не интересно (много ли тех, кто захотел бы перечитать свои школьные диктанты или формальные сочинения по теме?).
Что же положить в основу содержания книги? Рассмотрим поподробнее. Вспомните вопрос, который очень часто задают нерадивым или не в меру шумным ученикам учителя: «Зачем вы в школу ходите?». Часто не дожидаясь ответа, сами начинают рассказывать зачем (а смысл? ведь всё равно от этого мало что меняется), а иногда посылают подумать, но НИКОГДА (за очень редким исключением) не спрашивают о результатах размышлений. Так и не может никто твёрдо ответить.
Между тем, как раз этот ответ в Книге класса должны искать и находить сами ученики, а учителю остается только (всего-то навсего!) направлять, поддерживать, смотреть, что получается, и поправлять. Как это сделать? – это отдельный и очень интересный разговор, и на этот вопрос, безусловно, есть очень содержательные ответы, поскольку к изданию готовится целая серия методических рекомендаций для педагогов.
Если говорить очень просто, пока без серьёзных теоретических и методических выкладок, то в общих чертах на разных этапах школьной жизни содержание книги подчинено следующим педагогическим задачам (всё строго в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования, но мы позволили себе выделить часть и сформулировать её «человеческим» языком):
- в начальной школе ученику нужно освоить новые для него правила, продиктованные школой и жизнью, ведь он растёт, и требования к нему тоже растут и усложняются, и конечно научиться в рамках эти правил ориентироваться и адекватно существовать. Нужно решать задачи – решаем, нужно бежать на лыжах – бежим, нужно поддерживать чистоту и порядок в классе – держим, нельзя «стоять на ушах» в помещениях школы - воздерживаемся и т.д. Конечно, сначала делаем это под строгим, но справедливым наблюдением учителя, но уж потом и сами немного можем держать себя в руках. Ну а самое интересное это становление класса, как группы людей, которые друг за друга, и которым вместе интересно.
- в основной школе с пятиклассниками уже сложнее, ведь тут важно не только принимать и выполнять требования школы, но и понимать, почему требования именно такие и чем чревато их нарушение. Здесь уже как ученики «держим себя в руках» уверенно и по-взрослому, ну и отвечать за нарушения готовы, уже не как малые дети, а всерьёз. Ну и как же здесь без открытий, открытий дружбы, химии, литературы, да всего что угодно, была бы поставлена цель (конечно же, ставить и достигать цели нужно учиться, и в этом работа над Книгой класса может быть очень эффективна).
- основная школа, тут всё иначе. В 10-11 классах самое важное, насколько ученики готовы к жизни за пределами уютной и безопасной школы, чего хотят и насколько сложные задачи возьмутся решать. А значит, время ставить серьёзные цели, готовиться к будущей профессии, пробовать и делать выводы о себе, своих решениях и выборе, о своих делах и результатах.
Конечно, все эти цели включены в основную образовательную программу любой школы, каждый педагог, так или иначе, строит свою деятельность в соответствии с ними. У каждого учителя в силу его профессионального опыта есть приёмы, помогающие эти цели достигать с большим или меньшим успехом. Но команда проекта «Всероссийская школьная летопись» предлагает использовать Книгу класса как инновационный инструмент достижения результатов, зафиксированных в образовательных стандартах.
Далее отметим, что становление организации класса, работающего над созданием книги, вне зависимости от возраста и даже от готовности учеников проходит четыре этапа:
Первый уровень: автономный и стихийный (как получится) вариант создания Книги класса. На данном уровне организация работы над книгой отдаётся на откуп самим детям, при минимуме или даже полном отсутствии поддержки со стороны взрослых. Другой крайний вариант – всю работу и заботы берёт на себя педагог и/или в особо «тяжёлых» случаях активные родители. Результат на этом уровне предсказать невозможно - что получится, то получится. Последнее касается и качества самой книги и педагогических результатов: чему научатся, какие навыки приобретут, как изменятся сами ученики. N.B. Надо сказать, что этот этап совершенно законен в любом начинании, и «первопроходцы», которые в экспериментальном режиме уже создали свои книги класса, шли именно так.
Второй уровень: структурный. Уровень предполагает элементарное планирование совместной работы класса над книгой при поддержке педагога. Эта работа достаточно долгосрочная и может продолжаться в течении почти всего учебного года и даже не одного (уж как педагог спланирует в своей программе воспитательной или внеурочной деятельности), но всё же требует организованности, определения последовательности действий и ответственности всех участников, чётких сроков и промежуточных результатов. На данном уровне можно говорить о формировании самоконтроля и анализа действий обучающихся по созданию книги, а также ряда других регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Уровень предполагает определённую готовность классного руководителя к организации совместной деятельности, возможно, создание и реализация специальной программы внеурочной деятельности, которую, не мудрствуя лукаво, можно наименовать, например, «Пишем/создаём книгу класса» и смело включить в основную образовательную программу школы.
Третий уровень: структурный с элементами системы. Предполагает высокий уровень ответственности обучающихся за результаты командной работы в урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь, педагог уже более определённо планирует результаты позитивных изменений ключевых качеств характера и деятельности школьников (приобретение волевых качеств, навыков творческой самостоятельности в командной работе и др.). Всё перечисленное требует специальной подготовки учителей.
Характерным для данного уровня является создание надёжных механизмов и структур (например, транслируемая и возобновляемая в любом классном коллективе технология работы редакционного совета Книги класса) гарантирующих позитивные результаты, как в работе детей – готовые книги высокого качества и интересного, глубокого содержания, так и в работе педагога – диагностируемые педагогические результаты: сформированные универсальные учебные действия и результаты воспитания (например, готовность неформально помогать слабым ученикам класса, высокая мотивация к продуктивной деятельности, в которой идёт преобразование «сырого» материала для книги в готовые части и главы (не путать с такой же деятельностью в дошкольном образовании!), позитивное отношение к командной/коллективной работе и др.).
Четвёртый уровень: системный. На ряду со всеми позитивными признаками, характерными для предыдущего уровня, на данном уровне «Книга класса» становится надёжным (однозначно гарантирующим результат вне зависимости от особенностей конкретного класса) инструментом и используется педагогическим коллективом целенаправленно для формирования и диагностики навыков жизненной, социальной, учебной, деятельностной самостоятельности. Система может быть выстроена таким образом, что при минимальных усилиях педагог (классный руководитель) может получить максимальные результаты обучения и воспитания. Для четвёртого уровня характерна технологичность. Наиболее эффективной технологией можно считать четырёхактную (проектирование – деятельность – рефлексия деятельности, включающая анализ и выявление причин ошибок и затруднений и перепроектирование дальнейших действий – усовершенствованная деятельность) организацию как индивидуальной, так и совместной коллективной активности обучающихся.
Ну а для начала самый простой организационный алгоритм, который может быть реализован на классных часах или иных мероприятиях, которые вы спланируете для работы над вашей Книгой класса:
В приведённом алгоритме почти не отражена собственно педагогическая составляющая работы, но, следуя ему, вы сможете уверенно начать работу. А по вопросам, которые у вас будут возникать на сайте Всероссийской школьной летописи (http://school-letopis.ru/) будут организованы виртуальные консультации (по часто задаваемым вопросам), возможны сопровождение, поддержка и обучение классных руководителей, педагогов-предметников и руководителей школьных информационных центров (библиотек), завучей. Кроме того, мы будем информировать вас о событиях и конкурсах в рамках общенационального проекта «Всероссийская школьная летопись. Книга класса», а также освещать уже прошедшие события в рубрике «Хроники Всероссийской школьной летописи».
Команда общенационального проекта «Всероссийская школьная летопись. Книга класса» желает вам счастливых открытий и
творческих удач!
Консультант
проекта «Всероссийская школьная
летопись. Книга класса»
Шелкунова Татьяна